Новая
Экономика
Потребления
ИЛЛЮЗИИ ЭКОНОМИКИ
ЭКОНОМИКА определяется, как деятельность, которая направлена на обеспечение потребностей людей, а ИЛЛЮЗИЯ определяется, как результат ошибочной интерпретации действительности, искажение настоящего, прошлого или будущего. Два слова, два понятия, которые, казалось бы, отстоят друг от друга достаточно далеко, но они стали названием этой статьи ...
Иллюзия – это заблуждение, обман или самообман, которые, в силу природы человека, не всегда несут ПЛОХОЕ для него самого и окружающих. Так, в самом начале целеполагания, постановка трудноосуществимой цели, нереальных сроков ее достижения, переоценка своих сил и возможностей, расчет на благоприятные условия и прочее, не всегда является ошибкой. Именно такая иллюзия, часто определяемая, как амбициозный план или цель, становится мобилизационной причиной создания будущего. Разумный целеустремленный человек, команда или предприятие, создав такую иллюзию, всегда найдут рациональный смысл, создадут новые способы и технологии, получат ценные промежуточные результаты, откорректируют свое движение к цели, в конце концов, купируют или изменят ее, но всегда сделают шаг вперед. Значительная часть созданного человеком, стало возможным, благодаря масштабности и спорной осуществимости, читай иллюзорности задуманного: полет в небе как птица, плавание под водой как рыба, полет в космос как … ЧЕЛОВЕК. Несмотря на такую роль иллюзии в прогрессивном развитии человечества, она не может считаться правилом, и в подавляющем количестве случаев, иллюзия – это источник последующего разочарования.
Иллюзия, как неадекватное восприятие действительности, не определяется как некое отклонение в мировосприятии человека, а личное заблуждение, не считается опасным для самого человека и для его окружения. Но на самом деле, именно искаженное восприятие реальности, подмена действительности вымыслом, фикцией, видимостью, имитацией, ущербной копией, становится причиной игнорирования реально существующих объектов, понятий и явлений, своих возможностей и своего положения. Кто из нас не переоценивал себя, отказываясь от реального сегодня, ради выдуманного образа и придуманной будущей жизни, которой не будет НИКОГДА. Сколько тратится ресурсов ради неосуществимого, сколько небольших, но настоящих радостей жизни, бросается в топку паровоза, пар из которого с нулевым КПД уходит в атмосферу, но эту махину человек одержимо толкает в несбыточное будущее по кривым рельсам измененного в своей голове бытия. Подмена, а часто и слом своей настоящей жизни, ради иллюзий, становиться основной проблемой современного человека, живущего в мире соблазнов, где открыта охота на его желания, мотивы и мировоззрение.
Существование иллюзий, их создание и продвижение, имело и имеет место всегда и везде, где есть отношения между людьми, каждый из которых, очень часто находится в выдуманном образе для себя самого и исполняет некую роль для окружающих. Так любая женщина, прибавив к себе, обыкновенному человеку, соответствующий наряд, каблуки, запах, украшения, макияж, драгоценности, специальный взгляд и особое положение тела, создает образ, который делает её совершенно необыкновенной и особенной, в силу чего она получает в управление действия другого человека – того мужчины, которому нужна именно такая иллюзия. Примеры других "бытовых" иллюзий, вы найдете сами. Но не так страшны персональные иллюзии, которые приводят к блужданиям и разочарованиям одного человека, как масштабные иллюзии, созданные на заказ, для потребления массами людей. Эти "крупные" иллюзии намного опасны, а порою и трагичны. Взять для примера иллюзию избранности народа или исключительности нации, что дало человечеству трагедию фашизма, погубившую огромное количество совершенно невинных, в этой чужой выдумке, людей, и конечно самих фашистов, которые кидали свои жизни на защиту придуманного превосходства. Фашизм – это утопия, в которую, сначала, надо заставить поверить себя, потом своих соплеменников, потом другие "неполноценные народы", а в случае их несогласии, заставить "поверить" через уничтожение их большинства, за которым, как итог, следует чистка своих собственных рядов от недостойных, которые не хотят быть зверьми поедающими людей. Фашизм - совершеннейший абсурд и пустота, как и уверенность в том, что "я" самый умный, самый достойный, самый ...
Создание благоприятных условий для существования человеческих иллюзий, компонента современного мира, критично посмотрев на который, можно отличить реальность от вымысла, часть из которого, это иллюзии от экономики: иллюзии достатка, развития, экономической стабильности, защищенности, обеспеченности, благосостояния, равноправия возможностей и любых других постоянных или временных иллюзий, которые нас уводят в придуманный мир благополучия и "настоящего" смысла.
Рыночная экономика, имеет своей целью продать произведенное и произвести продаваемое. Максимальная свобода рыночных отношений, позволяет производителю и продавцу, использовать любые законные способы организации продаж и повышения продажной стоимости, в том числе, через стимулирование спроса, в том числе, через построение иллюзий для покупателей. На создание таких иллюзий, может уходить более половины стоимости товара, которую оплатил покупатель, то есть по факту выходит, что покупатель сам нанял специально обученных дорогих специалистов и заплатил им, чтобы они заставили его купить этот товар, который ему возможно и не нужен, во всяком случае, за такие деньги. В виртуальном пространстве, такая доля может доходить до 100%, которая полностью достается создателю и виртуального товара, и иллюзии его необходимости.
Рассмотрим еще один вариант иллюзии от экономики – денежную иллюзию. Денежной иллюзией называется восприятие людьми номинальной стоимости денег, как реальной их стоимости, без учета текущей покупательской способности денег. Люди в первую очередь оперируют номиналом, указанным на купюре, чем количеством товара, которое можно обменять на деньги в данный момент времени. В рыночной экономике покупательская способность денег всегда падает в силу объективной необходимости действующей системы, и чаще всего рост заработной платы не поспевает за инфляцией, что ведет к обнищанию населения от года в год, хотя и такое положение не является правилом, но денежная иллюзия от этого не пропадает.
Иллюзия экономического кризиса, как некоей беды или трагедии, часто служит оправданием "трудностям текущего периода" в экономике, в экономической политике. На самом деле, такое отношение к экономическому кризису контрпродуктивно, действует угнетающе и часто разрушительно для той части населения, которая не может или не желает смириться с существующей действительностью, и согласовать "сценарий" своей жизни с этой реальностью. Локальный или мировой экономической кризис, в действующей рыночной экономической системе, явление постоянное, как инфляция или безработица, и в такой же степени регулируемое и предсказуемое, а значит моделируемое. Экономический кризис не является чем-то уникальным, как, например, Большой взрыв. Экономика – это порождение человечества, которое имеет огромный опыт жизни с ней и в ней, массу экономической статистики, научных исследований и т.д. Организовать жизнь людей без экономических кризисов, не представляется чем-то невозможным, во всяком случае, имея инструменты сегодняшнего дня, которые часто используются на создание иллюзий.
Любая экономика, как и сама жизнь наполнена иллюзиями, которых как и любого иного потребляемого продукта, должно быть в меру. Экономические иллюзии в стремительно меняющемся современном мире, вещь объективная и не может, а точнее не должна восприниматься как что-то плохое. Иллюзия всегда очень выгодна для одной из сторон, а часто и для обеих: "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад. (А.С. Пушкин)". Экономические иллюзии, как и политические – это как раз, и есть реальности, которые стоит рассматривать как обязательную составляющую эволюции человеческого общества.
Современность, в заметной своей части, это вовлечение всех, в том числе и самих интерпретаторов в некое представление, где обещанные позитивы, объявленные цели и способы их достижения, являются иллюзией, но иллюзией удобной, а часто желанной для большинства, которые суть - потребители, в том числе, благодарные потребители иллюзий. Через сегодняшние иллюзии, мы идем в будущее, которое нам неизвестно, так как наше представление о нем, и мы в этом, уже убеждались не один раз – иллюзия.
Публикация
Правка
2020 июнь
2024 февраль